I.
У каждого человека
есть место на Земле, где он испытывает, по определению Н.М. Амосова,
ощущение “душевного комфорта”. Есть такое место и меня. Я – человек
с донецкого бульвара Пушкина. И с этим ничего не поделаешь: для
одних московский Арбат – “религия”, другие ищут “черный пистолет”
“на Большом Каретном”, третьи воспевают белые березы и нежные
васильки Рязанщины (помните, у Есенина: “Где ты, где ты, отчий дом,
/ Гревший спину за бугром?”). Для меня понятие “Родина” – вещь
сугубо конкретная. Я – донбассовец, дончанин, человек с бульвара
Пушкина. Здесь, на бульваре Пушкина я могу находиться часами: сидеть
и бросать нескромные взгляды сквозь легкие платьица (конечно, самых
красивых в мире) донецких девушек; ходить и прислушиваться к мерному
ритму стихов местных бардов и менестрелей; стоять и смотреть на
пестрые холсты уличных художников. Здесь мне хорошо. Здесь – уютно.
Здесь – родина.
И вот, этим летом
мне пришлось побывать на донецкой земле. По заданию одного из
столичных институтов я проводил там исследование “этносоциальной и
этнополитической ситуации накануне Президентских выборов”. Нужно ли
говорить, с каким душевным трепетом я спрыгнул на перрон вокзала с
подножки поезда “Москва-Мариуполь”? Я ждал встречи со старинными
друзьями, собирался посетить могилу матери, надеялся зайти в “alma
mater” – Донецкий университет. Все это сделать мне удалось. Но вот
только ощущение “душевного комфорта”… Испытал ли я его в этот
приезд?
Чехарда мыслей,
недобрые предчувствия, душевная сумятица – вот, что сопровождало
меня в этой поездке.
Через месяц я
вернулся в Москву. Опять столичная сутолока, беспрерывно трещащий
телефон, миллионы дел и мириады встреч. Все как обычно. Но что-то
мне все время не давало покоя, что-то будоражило мысли, отгоняло
сон.
- Что это? Понял!
Вот главная мысль:
Все, что
сегодня происходит в Донбассе, завтра непременно случиться в Москве.
Я теперь это точно
знаю.
Я в том этом
убежден.
И об этом
обязательно нужно рассказать людям!
Так появился этот
текст.
Нужно сказать, что
ни в России, ни на Украине нет регионов, аналогичных Донецкому. В
Донбассе (а это, в сущности, Донецкая и Луганская области,
Юго-восток Украины) проживают 6079064 человек. Здесь самая высокая
на Украине плотность населения (191 чел./кв.м). В количественном
отношении, Донбасс – самое обжитое место на Украине. Даже Киев и
Киевская область (2007841 человек) по этому показателю значительно
уступают Донецку и Луганску. Не случайно, на Украине говорят, что
именно донбассовцы и днепропетровцы “назначили” Л. Кучму Президентом
Украины: Днепропетровск его “выдвинул”, а Донецк – “избрал”.
В Донецкой,
Запорожской, Луганской, Днепропетровской и Харьковской областях
сосредоточена значительная часть украинской промышленности (41,6%-
такова доля этих регионов в объеме промышленного производства на
Украине). Черная и цветная металлургия (“Азовсталь”, Донецкий,
Енакиевский, Макеевский, др. металлургические комбинаты), тяжелое
машиностроение (Донецкий машиностоительный завод, др.), химическая
промышленность (помните спонсора горловской команды в игре “Брейн
–ринг”, химический концерн “Стирол”? Это далеко не единственное
предприятие химпрома в Донецком регионе!), добыча каменной соли
(Артемовское и Славянское месторождения), легкая и пищевая
промышленность, портовое хозяйство (Мариупольский морской порт),
энергетика (Углегорская, Старобешевская, Кураховская ГРЭС и др.) и,
конечно, угольная отрасль – вот главные составляющие экономики
Донбасса, а вместе с ним, в значительной мере, и всей Украины. В
лучшие свои годы Донбасс поставлял 70% сырья всей Российской
Империи. И сегодня Донецкая железная дорога, всего только одна из
шести крупных веток суверенной Украины, осуществляет до 60%
грузоперевозок во всей стране. Такова – реальность.
Донбасс и
сегодня один из самых крупных экономических, политических,
культурных, финансовых центров Украины.
Киевскую Русь
современники называли “Гардарикой” (страной городов). Донбасс -
современная украинская Гардарика. В Донецкой области 49 городов.
Среди них такие крупные, как Макеевка, Горловка, Мариуполь,
Краматорск, Славянск. В каждом из этих населенных пунктов живет чуть
меньше или гораздо больше полумиллиона человек. В сущности, вся
территория Донбасса представляет собой, как бы, один большой
мегаполис: выезжая из Донецка, вы тут же попадаете в Макеевку,
пересекая городскую черту Макеевки, сразу же оказываетесь в Харцызке,
и так далее, вплоть до административной границы Донецкой области.
Примерно 90% населения шахтерского края живут в крупных и,
так называемых, “малых шахтерских” городах.
География Донбасса
предельно разнообразна. По территории Донбасса текут многоводные
реки (Кальмиус, Кальчик, Северский Донец, Казенный торец, Грузкой
Еланчик, Мокрые Ялы, др.), тут и там здесь “натыкаешься” на
рукотворные “озера” - водохранилища (Кураховское, Макеевское,
Донецкое моря, др.), несколько реже, но попадаются в Донбассе и леса
(знаменитый Великоанадольский лес, Славянский лесной массив), и,
конечно, Донбасс знаменит своими степями (здесь в древности
располагалось историческое “Дикое Поле”, Дешт-и-Кипчак – “Половецкая
степь”, - так называли ее средневековые арабы), горами (Донецкий
кряж, Меловые горы на Севере области), и пресноводным (точнее:
“слабосоленым”) морем (Азовским; Южный Донбасс).
На Севере Донбасс
(Луганская область) граничит с Воронежской и Белгородской областями.
На Западе – с Харьковской, Днепропетровской и Запорожской. На
Востоке – с Ростовской (Ростов-на-Дону) областью. На Юге – выходит к
Азовскому морю.
Животный мир
Донецкого региона не менее пестр, чем его ландшафт. Крачки, чайки у
моря, суслики, ящерицы в разломах Донецкого кряжа, белки, лисицы,
куницы в лесах и степях – все эти существа я неоднократно встречал в
своих путешествиях по Донбассу.
Кто только не жил
на этой земле! Киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, готы, болгары,
авары, хазары, печенеги, торки. В “исторические времена” здесь
“промышляли” разбоем крымские татары, приазовские турки, удалые
черкесы (так русские называли в то время украинцев), строили свои
заимки запорожцы и донцы, их объезжала дозором белгородская и
воронежская “государева стража”. В средине XVII века права на эти
земли предъявил Богдан Хмельницкий. В средине XYIII – их оспорили
(последовательно) Елизавета Петровна и Екатерина II. В реальности,
эта территория не принадлежала никому; это всегда была общая земля:
“земля божья”. Здесь во все времена жили самые разные племена и
народности. Это была, как сейчас говориться, “зона межэтнических
контактов” - малонаселенный анклав на пересечении границ Крымского
ханства, Области Войска Донского и Запорожской Сечи. В средине XYIII
века в Донбассе нашли каменный уголь, а в Кривом Рогу – железную
руду. В XIX веке на Юге Российской Империи начался “промышленный
бум”. Сюда устремились люди во всех концов необъятной страны. Так на
территории Донецкого края сложилась “этническая чересполосица”,
которая сохраняется здесь, и по сей день.
Так, если вы
откроете какой-нибудь недавно изданный на Украине этнографический
справочник, то обнаружите там, что чуть больше 40% населения
Донбасса составляют русские, примерно 40% - украинцы, 10% (в сумме)
- греки, немцы, татары, цыгане, представители народов Кавказа и
Закавказья, евреи, поляки, и т.д., и т.п. Все это верные цифры. Но
они слабо отражают реальную этническую ситуацию в регионе.
Дело в том, что
украинцев в Донбассе, как самостоятельной этнической единицы, с
моей точки зрения, вовсе нет. Или – если стараться быть
предельно корректным - их там (как, впрочем, и русских, и евреев, и
поляков, и т.д.) мизерное количество. И вот почему.
Исторически
сложилось так, что на Украине этнические украинцы редко поселялись в
крупных промышленных центрах. Здоровый украинский крестьянский дух
плохо сочетался с городской суетой, скученностью, мельтешением,
агрессивностью. В городах, чаще всего, поселялись русские, поляки,
немцы, татары, евреи. Если, в незапамятные времена, какой-нибудь
Павло Поперечный, по воле обстоятельств, переезжал в уездный или
губернский город (по украински: “мисто”), он там довольно быстро
забывал о своей национальности, начинал говорить на общеупотребимом
русском языке (внося, конечно, в него свой стиль мышления, свой
акцент, свой говор, присущую украинскому языку образность, проч.) и
перенимал специфическую городскую и производственную культуру.
Донбасс – страна малых и крупных промышленных городов. И
интернациональная русскоязычная городская среда в этих краях во все
времена оказывала превалирующее влияние на формирование этнического
облика донбассовца.
С другой стороны, в
период формирования Донбасса, как специфического угледобывающего
региона (то есть в период, когда формировался современный этническая
структура Донбасса), донецкое село, в этническом отношении,
существенно отличалось от киевского, или, скажем, днепропетровского.
В те времена (впрочем, как и поныне) донецкое село, в значительной
своей части, являлось (и остается) греческим или немецким. И немцы,
и греки-эллины, и греко-татары (два разновременных потока греческой
колонизации донецких земель, отличающихся друг от друга, в том
числе, и в языковом отношении) – это замкнутые этнические
образования. Эти народы неохотно пускали в свою среду “людей со
стороны”. Поэтому этнических украинцы в Донбассе практически не
находили для себя места в привычном (пользуясь термином Л.Н.
Гумилева) “витальном ландшафте”. Они не приживались ни в городе, ни
на селе.
В итоге, в Донбассе
сложилась такая ситуация, при которой, при заполнении анкет, 40%
жителей называют себя русскими, а 40% - украинцами, а фактически, ни
те, ни другие таковыми не являются.
Кто же живет в
Донбассе?
В Донбассе живут
донбассовцы, - особый этнический конгломерат, представители
которого говорят на, так называемом, “суржике” (русском языке с
фрикативным “г”, неправильными ударениями и неизбежными
украинизмами; существует также и неповторимая мелодика донецкой
речи: очень хорошо эти интонации воспроизводил Л. Быков в фильмах “В
бой идут одни “старики”, “Максим Перепелица”, проч.), предельно
негативно относятся к политике насильственной “украинизации”,
которую проводит в крае официальный Киев, не приемлют
националистическую идеологию, проповедуемую украинским Западом.
В этническом
отношении, Донбасс – малая модель СССР. И в этом утверждении
нет ни капли преувеличения.
В качестве
специфической этнической группы, донбассовцы являются носителями
своеобразного психического облика, или, как сейчас принято говорить:
менталитета. Донецкий стиль мышления, по основным своим
характеристикам, не совпадает ни с украинским, ни с российским. Для
того, чтобы понять как (посредством каких категорий) мыслят
донбассовцы, для того, чтобы вникнуть в мотивацию их поступков,
нужно иметь ввиду тот безусловный факт, что Донбасс, – это, прежде
всего и главным образом, конечно, шахты. Металлурги, энергетики,
химики, транспортники – все эти люди в Донбассе делают свое дело,
что называется, “от шахты”; животноводы, полеводы, портные,
обувщики, журналисты, ученые, учителя большую часть времени трудятся
“для шахты”. Шахта в Донецке все: и уклад жизни, и источник
пропитания, и предмет заботы, и сфера приложения творческой энергии.
Без шахты - нет Донбасса!
И чтобы понять
Донбасс, нужно узнать шахту.
А что такое шахта?
Шахта – это, прежде всего, ежедневный, буквально каторжный труд.
Нередко по колено в
воде, согнувшись “в три погибели”, где - пешком, где – ползком,
часами шахтер добирается до своего рабочего места. А там – кому как
повезло: кто – за рычаги комбайна, кто – на транспортер, а кому – и
обушком пять-шесть часов кряду, без остановки. Зимою утром шахтер
спускается в шахту – солнце еще не взошло, вечером поднимается “на
гора” – уже закатилось. И так: изо дня в день, пока смена не
перемениться. Прибавьте к этому вечную сырость, нередко неважное
освещение, высокую загазованность. А обвалы? А взрывы метана? А
гибель товарищей? А бесконечные бессонные ночи шахтерских жен и
матерей: вернется ли сегодня кормилец с работы или останется
навсегда в своем мрачном “погребе”? Вот так добывается “черное
золото”! И так формируется донецкий характер.
За свой, без
преувеличения, подвижнический труд шахтеры привыкли получать высокую
оплату. В годы “застоя” на лучших шахтах Донбасса оклад в 500, 700,
900, и даже в 1500 рублей не был чем-то чрезвычайным.
Шахтерский труд –
труд коллективный. Пьяного шахтера или “гулену” “с устатка” не
пустят под землю. На шахте нельзя опоздать на смену: из-за пьяницы
не будут задерживать клеть. “Боишься обвала, – не суйся в шахту:
подведешь и себя, и товарищей!” - гласит шахтерская заповедь. “Если
не умеешь находить общий язык с коллективом – в шахте тебе не
работать!” – говорят опытные шахтеры. “В шахте нужно “вкалывать”: от
твоей работы зависит заработок бригады!” - об этом правиле в
Донбассе знает даже младенец. “Хочешь жить – старайся думать!” -
слышал я от своего друга, много лет проработавшего в забое (место,
где, собственно, и добывается “горючий камень”). Безответственный,
недисциплинированный, несообразительный, неуживчивый человек, трус и
лентяй долго не удержаться в шахтерской бригаде. Шахтеры – народ, по
определению, “простой” и с тунеядцами обходиться без излишних
сантиментов. При случае, и “прогонные” “выпишут” не задумываясь
особенно!
Шахтер привык
гордиться своей профессией, своей семьей, своим Донбассом, своим
достатком. Впитанное с молоком матери уважение к самому себе,
открытость, смелость, инициативность, коммуникабельность, смекалка,
особый мягкий донецкий юмор – вот лучшие черты донецкого характера.
Но есть и худшие. В
свободное от работы время, шахтер, как правило, не дурак выпить. А
выпив “лишку”, любит покуражиться, покуролесить и даже подраться. В
Донецке драки на танцах – обычное явление. Дерутся и “квартал на
квартал”, и “улица на улицу”, и “район на район”. Правда, дерутся
как-то без ожесточения, незлобиво, как правило, без серьезных
последствий, просто от избытка сил или, как говориться, “потому, что
погода хорошая”! Я помню, в эпоху “ранней перестройки”, на День
Шахтера (самый радостный донецкий праздник; его, как я знаю,
отмечают, даже те донбассовцы, которые уже по двадцать лет живут в
Москве) в малых шахтерских городах пьяные подолгу валялись на
улицах, а мелкие потасовки случались даже в самых, что ни на есть
“общественных местах”: в помещениях городских кинотеатров, в
пешеходных переходах, в центральном сквере города. Никто ни пьяных,
ни дерущихся не беспокоил. Все к этому привыкли. Это – быт.
Шахтеры – народ
смекалистый, но не очень умный. В политической борьбе они частенько
отстаивают сугубо профессиональные интересы, нимало не заботясь о
том, что своими действиями могут подорвать экономику края, и даже
собственной отрасли.
(Характерный
пример: в период моего пребывания в Донецке несколько шахтеров на
одной из угольных шахт не вышли из забоя, требуя лично для
себя выплаты годовой задолженности по заработной плате. В
конечном счете, деньги они получили. Между тем, тот факт, что,
скажем, здравоохранение в Донецкой области в этом году финансируется
от минимально необходимого объема только на 50,8%, образование –
65,5%, а культура – на 37%
донецкие забастовщики в тот момент сознательно проигнорировали.
Возникает вопрос: неужели шахтеры, которые, путем тяжких лишений,
“выбили” у “власть имущих” свои собственные, честно заработанные
деньги, гарантировали себя тем самым от, например, профессиональных
болезней или, допустим, их дети в этой связи перестали ходить в
школу, театр? Очевидно – нет! Узость политического и экономического
кругозора – вот что характеризует шахтерское движение на всех этапах
его существования. И примеров тому можно привести во множестве).
Шахтеры не доверяют
интеллигенции. При общении с властями они, как правило, предпочитают
выдвигать “парламентеров” из своей среды. Шахтерских “ходоков”
нередко обманывают (а иногда, быть может, и просто “покупают”). Но,
и в каждом следующем производственном конфликте шахтеры, с
упрямством осла Ходжи Насредина, отвергают помощь юристов,
экономистов, управленцев. И события всякий раз развиваются по той же
схеме.
Шахтеры не любят
“бумагу”. Зато они безусловно верят “слову”. Поэтому на шахтерских
митингах частенько “выкликают” местное и столичное начальство.
Бывает, что руководство приезжает. Обещает, клянется, “бьет себя в
грудь”. Затем власти производят очередную “кадровую перестановку”:
конкретного начальника “переводят на новую должность”. И все
начинается сызнова.
Шахтер, как
правило, - человек хозяйственный. Обычно имеет собственный дом,
машину (чаще мотоцикл), небольшую дачку, где проводит многие
выходные. Квартиры шахтеры не любят. Презрительно называют их
“этажами”. “А ты, что: до сих пор “на этажах” живешь?” - нередко
услышишь на шахтном дворе. Поэтому в Донбассе много шахтерских
поселков. В поселках живет основная часть “настоящих” шахтеров. В
поселках можно встретить и допотопные “мазанки” (здесь живет
нерадивый шахтер) и добротные пятистенные дома (их строит “Хозяин”;
именно так: уважительно и с заглавной буквы называют зажиточных
шахтеров соседи). Обязательный элемент поселкового интерьера –
живописные палисадники. Все шахтеры любят природу (видимо, под
землей им наскучил индустриальный пейзаж) и не жалеют ни средств, ни
сил, чтобы обустроить личное пространство по своему вкусу. Любимое
развлечение шахтера – рыбалка. Любимое времяпрепровождение –
погреться на солнышке. За редким исключением, книг шахтеры не
читают. Разве, что периодику, да и то, все больше телевизионную
программу. Шахтер – прост. Он не любит сложных антимоний. Но если в
чем-нибудь убежден, он будет отстаивать свои убеждения до конца,
чего бы это ему не стоило. Запутать, обмануть шахтера – вещь
вполне реальная (в силу природной незлопамятности, обман он
легко прощает); запугать – практически невозможно.
Таков, в самых
общих чертах, шахтерский характер. Таков (с незначительными
вариациями) характер большинства людей Донецкого края.
И вот именно этот
Донбасс я покинул его девять лет назад, поступив в московскую
аспирантуру.
Но совершенно иным
я встретил его в ходе недавней поездки.
Впрочем, об этом мы
с вами поговорим чуть позже…
Роман Манекин
http://manekin.narod.ru |